Аутизм: как распознать и помочь?

Аутизм — расстройство развития психики, которое вызывает трудности социализации, речи и моторики. Происходит это слово от греческого «autos», что означает «сам», хотя, несмотря на стремление оградиться от социума, людям с этим диагнозом без посторонней помощи, зачастую, не обойтись. Симптомы проявляются в раннем детстве и, обычно, сопровождают человека всю его жизнь. Причины возникновения аутизма связывают с целым рядом факторов, действующих одновременно, однако ведущими являются генетические мутации.
По данным МОЗ Украины, в 2016-ом году, количество детей, страдающих рядом расстройств аутистического спектра (РАС) составило более 5 тысяч детей. И это только официальная статистика. Однако, бояться не стоит: аутизм, безусловно, усложняет жизнь ребенка и его родителей, однако требует не лечения, а коррекции и адаптации. По словам медиков, первые симптомы этого нарушения можно заметить, начиная с двухлетнего возраста. На какие же признаки стоит обратить внимание?
На наличие аутизма или РАС могут указывать следующие особенности малыша:
— ребенок не играет с игрушками или делает это не так, как другие дети;
— сложности с вербальной функцией: ребенок плохо понимает речь взрослых (кроме простых императивов – сядь, ешь) и сам с трудом говорит, чаще всего многократно повторяя услышанное;
— отсутствует чувство опасности: ребенка нельзя оставить самого возле дороги с интенсивным движением, возле работающих электрических бытовых предметов;
— малыш не поддерживает зрительный контакт с окружающими;
— ребенок не может выполнять простые действия по самообслуживанию – одеваться, умываться, пользоваться туалетом;
— в отношениях с родителями избегает физического контакта, не любит обниматься. Также внимание привлекает довольно узкий спектр выражаемых эмоций, кроме злости и агрессии. Во время таких приступов дети могут как накинуться с кулаками на старших, так и причинить вред себе. Такие состояния сложно поддаются контролю;
— ребенок не вовлекается в игры со сверстниками, зато часто будто «зависает» на выполнении стереотипных действий – раскачивается, кружится и т.д.;
— часто наблюдается страх резких звуков – полицейской сирены, перфоратора или пылесоса;
При этом, по отдельным параметрам развития (ходьба, память, способность к работе с числами) отставания может не наблюдаться.
Распознав некоторые или все из вышеперечисленных симптомов, родителям следует обратиться к педиатру, который направит на консультацию к психоневрологу. Диагноз «ранний детский аутизм» специалисты ставят только на данных полного обследования. Если подозрения подтверждаются, очень важно как можно раньше назначить психокоррекционную терапию, а главное – обучить родителей тому, как общаться и заниматься с таким ребенком. Установить эмоциональный контакт с аутичными детьми с помощью слов не удастся – совместная активность должна состоять из собирания пазлов, катания на роликах или хендмейда.
Очень важно помочь крохе начать называть предметы, многократно повторяя их название и предназначение, например, каждый раз, когда ребенок их касается. Психологи и педиатры советуют ни в коем случае не держать таких детей в четырех стенах, а обеспечивать их пребывание в коллективе – инклюзивных группах или классах.